Бортовой камень предназначен для отделения тротуара, газона, парковки от дорожного полотна. Он выполняет двойную функцию: предотвращает размытие обочин и украшает дорожное покрытие, придавая ему определённую законченность. Бортовые камни часто называют бордюрами и поребриками.
Бортовые камни можно разделить на мостовые, магистральные, дорожные и садовые. Вес бортового камня и его размеры зависят от его назначения. Самые большие бордюры изготавливают для мостовых, их длина может составлять около метра, а вес - до 200 кг. Вес бортового камня садового назначения, использующегося для отделения клумб и газонов от пешеходных тропинок, иногда не превышает и 4 кг.
Иногда для изготовления бортового камня используются натуральные материалы, например, гранит. Но такой поребрик имеет довольно высокую стоимость, поэтому обычно бордюры всё-таки производятся из цемента способом полусухого вибропрессования. Так они получаются долговечными и устойчивыми к разного рода агрессивным воздействиям. При этом метод позволяет сделать вес бортового камня, его размеры, форму и цвет самыми разнообразными.
Бетонные камни разделяют на прямые рядовые (сокращение БР), прямые с лотком (БЛ), прямые с уширением (БУ), криволинейные (БК) и въездные (БВ). Они маркируются буквенно-цифровыми группами, в которых указывается тип бордюра и его размеры в сантиметрах. Например, маркировка "БР 100.30.15" означает прямой рядовой камень, длина которого составляет 1 м, ширина - 30 см и высота - 15 см, обычно такой бордюр используется для отделения тротуаров от внутриквартальных проездов.
Марка бетона не указывается в маркировке бордюрного камня, но она подбирается строго в соответствии с действующими стандартами. Скажем, в мегаполисах обычно рекомендуется использовать бордюры из тяжёлого бетона класса 350. Кроме того, бордюры длиной 3м и более, обязательно армируются.
(Теги: